Болонский процесс – это образовательные реформы, подразумевающие также ряд соглашений между европейскими странами и направленные на создание единого европейского пространства высшего образования. Главными достоинствами данной системы является выработка общепринятых стандартов высшей школы и, как следствие, высокая мобильность при выборе места учебы или работы. Болонская декларация была подписана в 1999 году 29 европейским странами. Сегодня в Болонском процессе принимает участие 47 стран, на европейской образовательной карте есть лишь одно белое пятно – Беларусь.
Беларусь подписала Европейскую культурную конвенцию в 1993 году и уже давно могла бы стать частью европейского образовательного пространства. Вместо этого Беларусь стала первой и пока единственной страной, которую исключили из Болонского процесса в апреле 2012 года. Болонская группа решила, что Беларусь не готова к вступлению в Европейское пространство высшего образования, по крайней мере, до 2015 года. Решение это, как ни странно, не стало ни для кого сюрпризом: уже в декабре прошлого года Европейский студенческий союз подал апелляцию с просьбой заблокировать вступление Беларуси в европейское пространство высшего образования.
Чтобы разобраться в природе и причинах исключения Беларуси, мы взяли интервью у экспертов в этой области. Профессор Владимир Дунаев, глава белорусского Болонского комитета, профессор Фолькер Геймлих, немецкий официальный эксперт по Болонскому процессу, и профессор Елена Коростелева, эксперт по белорусской и европейской политике, прокомментировали сложившуюся ситуацию.
Беларусь догоняет: технические критерии
На Берлинском коммюнике 2003 года были установлены два основных критерия для стран, которые хотят участвовать в Болонском процессе: это ратификация Европейской культурной конвенции Совета Европы и приверженность целям и политике Болонского процесса. В частности, эти цели, прописанные в Болонской декларации 1999 года, касаются, с одной стороны, создания системы понятных и легко сопоставимых степеней, основанной на двух основных циклах (бакалавриата и магистратуры) и системы кредитов, а с другой стороны, поощрение мобильности, европейского сотрудничество в обеспечении качества образования и определенных европейских стандартов в высшем образовании. Теперь посмотрим, насколько к этим целям приблизилась Беларусь?
"Беларусь подписала Европейскую культурную конвенцию в 1993 году,, – рассказывает профессор Дунаев, – так что в этом отношении нет никаких проблем. Более того, с технической стороны, Беларусь совершенно готова присоединиться к EHEA: наша система состоит из бакалавриата и магистратуры, да и другие требования, такие, как система ECTS, могут быть легко введены. Таким образом, формальные критерии не являлись препятствием для присоединения Беларуси к Болонскому процессу”.
Профессор Коростелева подтвердила, что реакция белорусов на раннее присоединение к Болонскому процессу была крайне положительной: Коростелеву пригласили преподавать в Беларуси в рамках международной магистратуры, и она говорит, что не только белорусская образовательная система адаптирована к требованиям Болонской декларации; но этой идеей увлечено все академическое сообщество: студенты высоко оценивают возможности международного образования, преподаватели готовы учиться и адаптироваться к европейским образовательным практикам.
Но если белорусская образовательная система сопоставима с европейской и удовлетворяет техническим критериям, то в чем же загвоздка?
Действительная проблема: политические критерии
Профессор Геймлих напомнил нам о еще одном важном для принятия решений в рамках Болонского процесса факторе: "Болонский процесс имеет межправительственный характер: страны представлены своими министрами образования, которые являются политическими представителями. По этой причине, в конечном счете, решающую роль в принятии решений играет политическая подоплека”. Болонский процесс не является ни аполитичным, ни аморальным, и за время своего существования он выработал не только технические, но и политические критерии.
"Болонскому процессу присущи важные критерии, связанные с европейскими демократическими ценностями: это и автономия университетов, академические свободы студентов, свобода научных исследований, демократические принципы управления университетами”, – рассказывает профессор Дунаев. Объективно, нынешняя политическая ситуация в Беларуси вызывает серьезную озабоченность состоянием академической свободы и автономии.
Существует несколько форм ограничения свобод белорусских студентов. Профессор Дунаев объяснил нам, что по-прежнему действует советская система принудительного трудоустройства: если студент учится бесплатно, то государство определяет его первое рабочее место, и может отправить его в любой город страны. Но это еще не все. "Были случаи, когда студентов в Беларуи отчисляли из университетов за участие в массовых акциях протеста”, – продолжает профессор Дунаев. Кроме того, профессор Геймлих сообщил, что в ходе обсуждения возможного присоединения Беларуси Болонскому процессу, учитывались также политические препятствия при возвращении студентов в Беларусь после обучения за рубежом. "При нынешнем правительстве, белорусские студенты сталкиваются с проблемами в своей стране, когда возвращаются домой, эти случаи освещались и в прессе. Формальные критерии не охватывают этот вопрос, но он стал политическим аргументом против Беларуси ".
Таким образом, Беларусь в какой-то мере идет вразрез с целями Болонского процесса, и это стало официальным объяснением ее исключения. "Белорусские власти ищут в этом решении политическую подоплеку, но на самом деле ее здесь нет, – настаивает профессор Дунаев, – все зависит исключительно от самой Беларуси: если в ближайшие 3 года будут проведены необходимые реформы, то есть шансы присоединиться к Болонскому процессу уже в 2015 году”.
Тем не менее, исключение Беларуси очень напоминает модель отношений с этой страной Европейского союза. Болонский процесс не принадлежит к системе ЕС, но ЕС участвует во всех переговорах, ведь на них присутствуют 27 государств-членов ЕС, которые являются большинством относительно других стран входящих в Болонский процесс. Поэтому законен следующий вопрос: в какой мере решение о недопуске Беларуси к Болонскому процессу было обусловлено влиянием ЕС?
Дилемма европейской политики – кнут или пряник?
Европейская политика является одним из факторов, которые следует принимать во внимание, говорит профессор Елена Коростелева. "Прослеживается четкая связь между решением Болонского процесса и политикой Европейского союза по отношению к Беларуси в целом, и даже Болонский процесс не является частью системы ЕС, это как бы продолжение политики ЕС: применение санкций против белорусского режима и его изоляция посредством согласованных действий государств-членов ЕС”.
Однако, исключение Беларуси из Болонского процесса вызвало немало споров в Брюсселе. "Поскольку ЕС состоит из множества частей, иногда его политика не так согласована, как политика единого государства. Многие европейские чины на самом деле критикуют такой подход, – продолжает профессор Коростелева – потому что образование является потенциально мощным инструментом стимуляции белорусского гражданского общества, а исключение Беларуси из Болонского процесса попросту блокирует его”. Молодые люди могли бы своими глазами увидеть, как все это работает в ЕС, сравнить со своей реальностью и сделать соответствующие выводы, на данный же момент, это невозможно.
Выбор между санкциями против режима и стимуляцией гражданского общества – постоянный рефрен в европейских отношений с Беларусью. ЕС действительно поддерживает белорусское гражданское общество, в том числе, выделяя молодым белорусам стипендии для обучения в европейских университетах. Однако масштабы этого сотрудничества не сравнимы с возможным влияние Болонского процесса на мобильность студентов в Беларуси. Таким образом, исключение Беларуси из Болонского процесса препятствует потенциально активным контактам белорусского гражданского общества с Европой.
Очередная упущенная возможность
Белорусская система высшего образования находится на пути к трансформации, и этот путь мог бы быть намного короче и продуктивнее, если бы Беларусь была частью европейского пространства высшего образования. В настоящий момент, исключение Беларуси из Болонского процесса выглядит как санкция в отношении студентов и гражданского общества: большинство студентов не смогут теперь ни продолжить свое образование в Европе, ни пройти стажировку в европейской компании, потому что практически невозможно верифицировать белорусский диплом в Европе. Более того, отсутствие возможности получить образование в других частях Европы служит причиной того, что многие молодые белорусы решаются покинуть страну, а это уже двойная проблема – иммиграции в Европе и утечки мозгов в Беларуси.
Профессор Геймлих выразил желание увидеть Беларусь хотя бы в качестве "страны-кандидата на присоединение к Болонскому процессу с годовым испытательным сроком”, в ходе которого Беларусь должна доказать, что студенты, выезжающих за рубеж, в последствии не столкнуться ни с какими проблемами у себя на родине. К сожалению, европейские чиновники, похоже, достаточно тверды в своем решении относительно изоляции Беларуси, а позиция белорусского режима выглядит как "чем дальше от европейских демократических ценностей, тем лучше”. Да и в самом деле, как могут молодые люди оценить европейские ценности, если они даже не имеют возможности увидеть, как работает эта система в Европе, и, как выстраиваются отношения между политиками и обществом? Весьма сомнительно, что исключение Беларуси станет эффективной мерой против авторитарного белорусского режима. Напротив, людей, которые никогда не видели других систем и изолированы от своих соседей, гораздо легче держать под контролем.
Будем надеяться, что это была последняя отсрочка на пути Беларуси к Болонскому процессу.
Источник: http://eastbook.eu/ru |