Витебский оппозиционер Сергей Коваленко освобожден
Как рассказала БелаПАН Елена, Сергей позвонил ей около 21 часа 26 сентября с могилевского вокзала и рассказал, что сейчас сотрудники администрации колонии посадят его на поезд Киев – Санкт-Петербург, и он отправится домой.
В Витебске на вокзале родственники Коваленко встретили его примерно в 24 часа. Причем эта встреча проходила под наблюдением большого числа работников правоохранительных органов в штатском, многих из которых Семья Коваленко знает в лицо.
Дома Коваленко рассказал, что ожидал освобождения в ближайшее время вместе с Павлом Сыромолотовым, который был осужден за попытку поджога здания КГБ в Бобруйске и который, как и Коваленко, писал прошение о помиловании на имя главы государства. Некоторое время назад Коваленко и Сыромолотова перевели в отдельное помещение колонии, где они и дожидались освобождения.
25 сентября с ними встретился апостольский нунций в Беларуси архиепископ Мартин Видович, который передал заключенным привет от Папы Римского Бенедикта XVI.
Напомним, Сергей Коваленко был задержан 19 декабря 2011 года по обвинению в уклонении от отбывания наказания в виде ограничения свободы (ст. 415 УК). Речь идет о наказании, которое было вынесено оппозиционеру в мае 2010 года за вывешивание бело-красно-белого флага на главной новогодней елке Витебска.
В феврале этого года Коваленко осудили на два года и один месяц лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Сразу после задержания он объявил голодовку протеста, которая длилась около двух месяцев с небольшими перерывами.
В конце июня Коваленко написал прошение о помиловании на имя Александра Лукашенко. По словам его жены, он вынужден был это сделать под давлением администрации колонии. "Он 24 или 25 июня написал. Ему обещали, что к 3 июля будет со своей семьей. Он написал на имя президента полторы строчки: "Прошу вас меня помиловать", — рассказала журналистам в июле жена оппозиционера после свидания с мужем.
По ее словам, наиболее сильное давление на Сергея оказывалось со стороны администрации колонии, когда он находился в карцере за очередное нарушение режима. "Там были очень плохие условия: крыша текла, окно было разбито, и когда был дождь, то затекала вода. За ночь надо было 5-6 раз вставать делать физические упражнения, чтобы не замерзнуть. Именно в это время к нему приходили по несколько раз в день и требовали, чтобы он написал покаяние, что он совершил хулиганский поступок, а не политическую акцию, как это было на самом деле", — рассказала Елена Коваленко.
По ее словам, муж рассказал, что приблизительно через восемь дней пребывания в карцере к нему пришел начальник колонии. "Давил именно сыном, что вот, мол, сын без тебя растет. Также говорил, что из-за того, что Сергей не пишет прошение, работникам колонии не дадут добавки к заработной плате и не хватит их детям на конфеты. Потом пришли, сказали, что не надо никакого покаяния, а просто написать: прошу меня помиловать без раскаяния, без признания своей вины", — сказала жена политзаключенного. При этом, сообщила она, муж вспоминал слова Зенона Позняка о том, что не надо играть в игры с палачами.
"Он очень хочет быть со своей семьей, заниматься воспитанием сына. Он видит, что время идет, а сын растет без него", — сказала Елена, отметив, что во время свидания сын был очень рад видеть отца, а дочь его не узнала.